Лара (0rchid_thief) wrote,
Лара
0rchid_thief

muse: Nusch Eluard


Dora Maar, Les annees vous guettent (Nush Eluard), 1932


Нуш
Откровенность порывов
Легкость близости
Ласка волос.

Без подозрительности без тревоги
Твои глаза отдаются всему что видят
И на виду у всего на что они смотрят.

Доверчивость хрусталя
Между двумя зеркалами
Ночью твои глаза растворяются в темноте
Чтобы слить пробужденье с желаньем.




Dora Maar

В 1929 г. Элюар расстался с Гала, ставшей женой испанского художника Сальвадора Дали (который в ту пору примыкал к кругу парижских сюрреалистов). В декабре того же года Элюар встретил Нюш (настоящее имя Мария Бенц, 1906-1946), танцовщицу родом из Эльзаса.
Хрупкая, очаровательная, она вернула мужчине вкус к жизни, а поэта оградила от быта - в том числе впоследствии единолично справляясь со всеми тяготами домашнего хозяйства времен оккупации.
"Без нее моя жизнь была бы невозможна", - признавался Элюар в одном из писем к дочери.
Они прожили вместе 16 лет. В 1946 году Нюш скончалась от эмболии (закупорки сосудов).


Man Ray, Nusch Eluard (Silhouette), 1936 - снимок из книги стихов Элюара, проиллюстрированной Рэем:


Paul Eluard & Man Ray, 1935


Man Ray, 1928


Man Ray, Nusch Eluard with a Mirror, 1935

сама жизнь
"Что с тобой..."
Прекрасная и похожая
Чуть измененная
Новой ночью
Около полуночи
Все права
Необходимость
Плохая память
До свиданья
Зло
Разделенные ночи
Конец света
Легкость сама
"Заброшенный дом..."
Мираж
Нуш
Прощенье
Сердечное воспоминанье
При вспышке молнии...



Man Ray, Nusch et Sonia, 1936


Lee Miller, 1937


Один из самых знаменитых ранних снимков Ли Миллер - "Пикник".
Сделан в 1937 году во Франции. На нем - одетые мужчины и женщины с обнаженной грудью, расположившиеся парочками на траве у маленького столика. Композиция отсылает к знаменитому "Завтраку на траве" Клода Моне, а презревшие условности люди - поэт Поль Элюар с Нюш (слева) и художник, фотограф и кинорежиссер Ман Рэй с подругой.
Человек справа от Ман Рэя - Роланд Пенроуз, английский художник-сюрреалист и поэт, будущий муж Ли Миллер.


Те же и там же, но камеру в руках уже держит Пенроуз.)

via

Ее фотографировали Ман Рэй и Дора Маар, Пикассо множество раз писал ее портреты (приходится верить ему на слово, что это именно Нюш, а не кто-нибудь еще.:)





Pablo Picasso


Большинство стихотворений сборника Notre vie (Le temps deborde, 1947), напечатанного под псевдонимом Дидье Дерош и проиллюстрированного фотографиями Нюш Элюар, создано сразу же после 28 ноября 1946 г., дня ее смерти. От предшествующих стихов в книге их отделяет трагическая надпись, давшая название всему сборнику:

нам не дано состариться вдвоем
вот день
ненужный: время
стало лишним




К стеклу прильнув лицом, как скорбный страж
Ищу тебя за гранью ожиданья
За гранью самого себя

Я так тебя люблю, что я уже не знаю
Кого из нас двоих здесь нет.



одна из последних совместных фотографий Поля и Нюш.

разные переводы Элюара.

музы в этом журнале
Tags: life story, muse, vintage photo, women in art, words
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments