Лара (0rchid_thief) wrote,
Лара
0rchid_thief

Categories:

Trompe-l'œil (1)



Trompe l'oeil oculus, fresco on the ceiling of the Camera degli Sposi, Palazzo Ducale, Mantua, Italy, by Andrea Mantegna, completed 1474


По легенде, первыми живописцами, создавшими картины-"обманки", были греки Зевксис и Паррасий, поспорившие, кто лучше напишет картину. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого в руках картина под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. "Теперь ты отдерни покрывало!" — сказал Зевксис Паррасию. "Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано". Зевксис склонил голову. "Ты победил! - сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца".(М. Л. Гаспаров, "Занимательная Греция" - кстати, прекрасная книга для того, чтобы читать/пересказывать детям).


Louis Leopold Boilly (1761-1845), Grappe de raisin en trompe l'oeil

кисть винограда и несколько занавесов для затравки)


Scipione Pulzone, 1594


Adriaen van der Spelt, Trompe-l'Oeil Still Life with a Flower Garland and a Curtain, 1658


Cornelius Gijsbrechts


Обманка (фр. trompe-l'oeil). Создание иллюзии, воспроизведение живописными, графическими или скульптурными средствами реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры, а не изображения.
С одной стороны, эти картины являются своего рода шутками живописцев, способных своим талантом одурачить зрителей; с другой - заставляют задуматься о природе вещей и о том, чем же на самом деле является человеческое восприятие.

Наиболее ранним примером "обманки" принято считать натюрморт с изображением убитой куропатки итальянского художника Джакопо де Барбари:


Jacopo de Barbari, Still-Life with Partridge and Iron Gloves, 1504


В самом начале эпохи Раннего Возрождения большинство произведений европейской живописи отличалось некоторой условностью и даже схематизмом, но примерно с 1425 года в Италии и Нидерландах начали появляться картины, поражающие почти фотографической реалистичностью.
Отчасти это объясняется появлением масляной живописи. Темпера, применявшаяся в средневековом искусстве, практически не позволяла добиться такого богатства цвета, которое способно придать объемность изображению.

Примерно в то же время итальянские живописцы изобрели линейную перспективу. Основанная на использовании линии горизонта, точки схождения и ортогональных линий, направляющих взгляд к данной точке, эта математическая система создавала на плоской поверхности иллюзию объемности и глубины пространства, позволяя мастеру с большим реализмом изображать окружающий мир.


FRANCESCO DI GIORGIO MARTINI, c.1477


Кроме того, художники начали изучать структуру мышц и скелета человека в анатомических театрах, что позволило более точно изображать тело.

Именно XV век, особенно в Италии, стал наиболее плодотворным этапом становления новых живописных технологий и приемов (светотеневых переходов и др.), которые позволили с максимальной оптической точностью передавать глубину пространства на плоскости, пластический объем и, наконец, достоверно изображать человеческое тело в движении.


Diego Velázquez, Breakfast, c.1618


Cornelis Gijsbrechts, Reverse Side of a Painting, 1670


Juan Sanchez COTÁN, c1600


Carel Fabritius, View in Delft, with a Musical Instrument Seller's Stall, 1652


Edward Collier


Samuel van Hoogstraten, 1622


Paolo Veronese, 1560-61


Antonello da Messina, Salvator Mundi, 1465


Gerrit van Honthorst, Musical Group on a Balcony, 1622


Petrus Christus, Portrait of a Carthusian, 1446


Antonello da Messina, St. Jerome in his study, 1475


Pere Borrell del Caso, Escaping Criticism, 1874


Carel Fabritius, The Goldfinch, 1654


William Michael Harnett, The Faithful Colt, 1890


William Michael Harnett, The Old Violin, 1886


Georg Flegel, Cupboard, 1610


Johann Georg Hinz, 1666


Fra Giovanni's Intarsia Polyhedra



Frans Hals, 1627


Henry Fuseli, 1750


В России натюрморты-"обманки" получили широкое распространение в XVIII - начале XIX веков.

Федор Петрович Толстой, Бабочка и мухи, 1817


Федор Петрович Толстой, Ягоды красной и белой смородины, 1818


Здесь собраны почти все наиболее понравившиеся мне репродукции, но осталось еще изрядное количество довольно любопытных картин, так что продолжение следует (и там же будут ссылки на использованные материалы).
Tags: art history, bubbles, fun, painting, trompe l'oeil
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments